Что такое доверенность

2024 11.01


Что такое доверенность

Доверенность представляет собой юридический документ, предоставляющий одному лицу право действовать от имени другого. Например, индивидуальные предприниматели или руководители организаций могут оформлять доверенность, чтобы передать сотруднику полномочия по сдаче отчетности в налоговую, осуществлению банковских операций, приему товаров и подписанию документов.

Тот, кто передает свои полномочия, называется доверителем, а лицо, которое их принимает, - доверенным или поверенным. В данной статье мы рассмотрим различные виды доверенностей, условия их составления, необходимость нотариального удостоверения и сроки их действия.

Формы доверенностей

В зависимости от предоставляемых полномочий доверенность может быть нотариальной или простой письменной.

Нотариальная форма: Оформление доверенности у нотариуса обязательно, если представителю поручают совершить сделку, требующую нотариального удостоверения по закону. Например, подписание договора ренты, регистрация договоров в госорганах, распоряжение правами, зарегистрированными в росреестрах, и представление документов в налоговую для госрегистрации ИП или компании. В остальных случаях нотариальное удостоверение доверенности необязательно.

Простая письменная форма: В остальных случаях доверенность может быть составлена от руки или напечатана. Достаточно указать стороны по доверенности, поставить подпись и печать, если она присутствует.

Виды доверенностей

В зависимости от объема предоставляемых полномочий существуют три вида доверенностей: разовая, специальная и генеральная.

Разовая доверенность: Предоставляет доверенному лицу право совершить определенное действие один раз, например, получить партию товара или заключить договор аренды.

Специальная доверенность: Позволяет доверенному лицу совершать неограниченное количество однотипных действий, например, получать выписки и наличные в банке или подписывать счета-фактуры.

Генеральная доверенность: Предоставляет широкий спектр полномочий, позволяя совершать различные действия, такие как распоряжение имуществом, подписание документов и представление интересов фирмы в госорганах.

Как составить доверенность

При оформлении доверенности у нотариуса, текст будет составлен им, включая все необходимые данные. Для документа в простой письменной форме нет установленного образца, но содержание должно включать следующие элементы:

  1. Название документа.
  2. Место подписания.
  3. Информация о доверителе и доверенном лице, включая дату рождения и паспортные данные. Для организаций необходимо указать полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН и имя руководителя.
  4. Перечень полномочий.
  5. Подписи сторон.
  6. Дата составления доверенности.

Без указания даты документ будет недействителен.