Как получить перерасчет за некачественные услуги ЖКХ: изменения 2020
Тарифы на коммунальные услуги повышаются регулярно, а вот их качество часто оставляет желать лучшего. Но последние изменения законодательства в сфере ЖКХ призваны защитить интересы потребителей в случае предоставления услуг, не отвечающих установленным стандартам. Но как это будет работать на практике? Разбираемся в вопросе.
Буква закона
Поправки, которые были приняты в Жилищный кодекс РФ 27.10.2020 года, корректируют ст. 157 и определяют порядок возмещения оплаты за коммунальные услуги, несоответствующие стандартам качества. Теперь она будет в форме перерасчета, а производить его обязали управляющие компании или ресурсоснабжающие (если заключены прямые договоры с потребителями). При этом гражданам по поводу перерасчета необходимо обращаться непосредственно в ту организацию, которая оказывает услугу.
Порядок действий для получения перерасчета
В случае предоставления не соответствующих стандартам коммунальных услуг гражданину необходимо:
- Обратиться к диспетчеру УК и заявить о некачественной услуге (обязательно надо уточнить регистрационный номер заявки!) или подать соответствующее заявление на имя руководителя УК – его можно отнести лично или отправить по почте (письмо должно быть с уведомлением).
- Дождаться звонка из управляющей компании для согласования времени проверки качества услуги.
- В заранее оговоренное время обеспечить доступ сотрудникам УК для проведения проверки (весь процесс гражданин может зафиксировать на видео!) и получить на руки акт проверки.
- Требовать от управляющей компании перерасчета на основании акта проверки.
Важно! Если результаты контрольной проверки, проведенной сотрудниками УК, не подтверждает нарушение нормативов, гражданин может привлечь для повторной проверки независимого эксперта или обратиться в жилищную инспекцию. При этом на повторную проверку обязательно нужно пригласить представителей УК.
За какой срок могут сделать перерасчет?
Верховный суд РФ 20 сентября 2020 года вынес определение, отменяющее срок исковой давности по спорам о перерасчете квартплаты (до недавнего времени он составлял три года). Объясняется это тем, что отношения между поставщиками и потребителями коммунальных услуг не подпадают под определение административных или гражданско-правовых. Так что, если гражданин сможет доказать, что он платил за некачественные услуги больше трех лет, УК обязана будет пересчитать оплату за все время, когда начисления производились неправомерно.
Важно! Стандарты качества ЖКУ указаны в Правилах предоставления коммунальных услуг, а искать действующие стандарты нужно в Приложении № 354.