Верховный Суд РФ: нарушитель правил дорожного движения не имеет преимуществ
В современном мире, где автомобили стали неотъемлемой частью нашей жизни, соблюдение правил дорожного движения является ключевым фактором обеспечения безопасности всех участников дорожного движения. Однако, несмотря на повсеместное распространение знаний о правилах, все еще существуют водители, которые пренебрегают ими, что часто приводит к аварийным ситуациям. В таких случаях возникает закономерный вопрос: кто имеет преимущество на дороге — нарушитель или те, кто соблюдает правила?
Позиция Верховного Суда
Верховный Суд Российской Федерации давно и четко определил свою позицию по этому вопросу: водитель, нарушивший правила дорожного движения, не имеет никаких преимуществ перед другими участниками движения. Напротив, именно он обязан уступать дорогу тем, кто движется в соответствии с установленными нормами. Эта позиция подкреплена постановлением Пленума Верховного Суда № 20 от 2019 года, которое прямо указывает, что водители, движущиеся по запрещенным траекториям или на запрещающий сигнал светофора, не имеют преимущественного права на дороге.
Казусы на дорогах и их разрешение
Одним из ярких примеров такой ситуации стал случай, рассмотренный Верховным Судом, где водитель совершил обгон по встречной полосе, где это было явно запрещено. Сотрудники ГИБДД в этом случае ошибочно посчитали, что нарушитель имеет преимущество перед водителем, который поворачивал налево по разрешенной траектории. Однако, как подчеркнул Верховный Суд, водитель, выезжающий с прилегающей территории или осуществляющий легальный маневр, не обязан уступать дорогу нарушителю.
Последствия для страхования и восстановления КБМ
Российский союз автостраховщиков также подтвердил, что после принятия таких решений водитель, которому ранее была приписана вина, имеет право на полное страховое возмещение. Страховщики обязаны аннулировать неправомерно зарегистрированные убытки в системе ОСАГО и не допускать, чтобы разбирательства по возврату необоснованных выплат влияли на процедуру восстановления коэффициента бонус-малус (КБМ). Это означает, что водитель, чья вина была отменена, может претендовать на возврат излишне уплаченных страховых премий.
Заключение
Таким образом, Верховный Суд России четко обозначил свою позицию: нарушители правил дорожного движения не имеют преимуществ перед законопослушными участниками движения. Это не только повышает безопасность на дорогах, но и укрепляет принципы справедливости в отношении всех водителей. Важно, чтобы каждый участник дорожного движения понимал свои обязанности и права, чтобы вместе создать более безопасную среду для всех.